ЩЕЛКУНЧИК
«СИМФОНИЯ О ДЕТСТВЕ»
Композитор, музыковед и педагог Борис Асафьев писал: «Щелкунчик» — это симфония о детстве. Нет, вернее, о том, когда детство — на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи. … Когда сны влекут мысли и чувства вперед, в неосознанное — в жизнь, только предчувствуемую.»
Хореограф Василий Вайнонен, создавший свою версию балета в 1934 году, придумал идеальный спектакль для детей. В нем были и фантастические фокусы, и яркие куклы, и горящая праздничными огнями елка. Атмосфера балета наполнена волшебством и романтикой. Хореография точно передаеттаинственность и мистицизм сказок Гофмана. В сочетание с музыкой Чайковского, декорациями и костюмами, это делает балет «Щелкунчик» шедевром, востребованным зрителями уже много лет.
Независимо от возраста, каждый раз появление Мышиного короля приводит в трепет, а победа добра в финале заставляет поверить в то, что в следующем году счастье непременно случится!
ХОРЕОГРАФИЯ
Василий Вайнонен родился в Петербурге. После окончания в 1919 году Петроградского хореографического училища (класс Владимира Пономарёва) до 1938 года работал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, где исполнял небольшие хара́ктерные партии.
Работу балетмейстера начал в 1920-е годы с постановки концертных номеров. Первая большая работа — постановка балета «Золотой век» Дмитрия Шостаковича в 1930 году. В 1932 году в Ленинградском театре оперы и балета осуществил поставил балет «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, через год создал новую редакцию (1933), а в 1947 году перенёс его в Большой театр. Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» был поставлен в 1934 в Театре им. Кирова, а в 1938 году — в Большом театре.
Творчество балетмейстера пришлось на годы становления социалистического искусства, когда ко всем видам искусства предъявлялись требования социалистического реализма. Применительно к балету эти требования требовали существенных новшеств. Новаторство Вайнонена сказалось в сближении с реальностью, постановке массовых танцев, использовании фольклора, например танца басков в балете «Пламя Парижа». Роль кордебалета, представлявшего народ, значительно возросла, он стал активным персонажем. Мужские групповые танцы были явлением принципиально новым для балета, они обеспечивали героизацию спектакля, в спектаклях преобладало бравурное, активное начало. Полученные Вайноненом награды (Сталинские премии) свидетельствуют о принятии его творческих методов коммунистическими идеологами, но каковы бы ни были причины появления данных новшеств, они существенно обогатили балетное искусство, расширив диапазон его возможностей. В 1951—1953 годах возглавлял балетную труппу Новосибирского театра оперы и балета.
МУЗЫКА
Пётр Чайковский – русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера«К радости»; другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».
По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории. В 1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы.
В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского; она была впервые исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солистА. М. Додонов).
С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати. В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 годы вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония(1877). В 1880 году за увертюру «1812 год» Чайковский получил орден Святого Владимира I степени.
В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла.
В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины ― 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.
Продолжительность: 1 час 30 минут с одним антрактом
Цена билета: 500 — 1000 рублей
Возраст 0+