Борис Чайковский

Композитор

Борис Чайковский

Борис Чайковский (1925-1996) – крупнейший симфонический композитор ХХ века. Ученик Д. Шостаковича и Н. Мясковского (композиция), Л. Оборина (фортепиано). Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Один из самых независимых, неконъюнктурных композиторов России ушедшего столетия. Автор сочинений, украшавших репертуар ведущих музыкантов (М. Ростропович, А. Гаук, С. Самосуд,  К. Кондрашин, Г. Вишневская, Р. Баршай, В. Пикайзен, В. Федосеев и др.) и лучших оркестров мира.

Основной корпус сочинений композитора – крупные симфонические партитуры. Премьеры Виолончельного, Фортепианного, Скрипичного концертов, Второй и «Севастопольской» симфоний, симфонических поэм «Подросток» (по Достоевскому), «Ветер Сибири», «Музыки для оркестра», кантаты «Знаки Зодиака» и другие становились событиями культурной жизни мирового масштаба. Язык, эстетическая и нравственная позиция Чайковского исключительны для искусства ХХ века. Георгий Свиридов так охарактеризовал своего коллегу: «Борис Чайковский сумел обрести себя, найти свою дорогу в пестром мире современной музыки, свою собственную тему в искусстве. Его душевный мир – это мир чистых и возвышенных страстей…». Борис Чайковский никогда не следовал за изменчивой модой. Пожалуй, это единственный отечественный композитор такого масштаба, в творческом портфеле которого нет ни одного произведения, написанного по «идеологическому заказу».

Лексика Чайковского отражает его глубокий, философический, поэтически утонченный, целомудренный взгляд на мир. Большинство партитур композитора авангардны не по названию, а по сути. Крупнейшие театры и хореографы страны неоднократно предлагали Б. Чайковскому композиторскую работу в балете. Он всегда отказывался, опасаясь даже малейшей «социологизации» своей музыки. При этом большинство партитур Б. Чайковского зримо пластичны. Это понимали выдающиеся кинорежиссеры, использовавшие музыку композитора в своих фильмах, многие из которых давно уже стали классикой («Сережа», «Уроки французского», «Подросток», «Женитьба Бальзаминова», «Айболит-66» и другие). Последние годы жизни Борис Чайковский преподавал в Российской Академии музыки и стал последним великим композитором-педагогом ХХ века.