ВРЕМЕНА ГОДА

© photo by Rust2D

Переосмысление музыки современного классика Владимира Мартынова

Где:

Культурный центр ЗИЛ

Продолжительность спектакля: 1 час 20 минут без антракта
Стоимость билетов: от 600 до 1500 рублей

 

«ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА… И СНОВА ВЕСНА»

В этом сезоне театр «Балет Москва» возрождает спектакль ВРЕМЕНА ГОДА, который не показывали больше года. Для театра это такое же важное событие, как и его большая премьера, состоявшаяся 1 февраля 2013 года в Москве.

После назначения в 2012 году Елены Тупысевой художественным руководителем театра это первая мощная работа в новом составе в стиле неоклассического балета на музыку современного композитора-минималиста Владимира Мартынова. Спектакль перевернул представление зрителя о классике и произвел сильное впечатление на театральных критиков. Балет ВРЕМЕНА ГОДА в том же 2013 году занял почетное место среди московских культурных событий в рамках фестиваля Владимира Мартынова «OPUS PRENATUM. Каталог».

В основу работы положен музыкальный цикл композитора Владимира Мартынова – «Времена года».  Он включает материалы одноименного произведения Антонио Вивальди, Баховской прелюдии, увертюры Мендельсона и канона Арво Пярта. В партитуре Мартынова речь идет не о смене сезонов календарного года, а о смене периодов в истории концертной композиторской музыки. Каждый сезон представлен фигурой определенного композитора. Весна — это XVIII век, Вивальди, с которого начались публичные концерты. Бах – лето, рассвет композиторской мысли, летнее цветение. Осень связана с Мендельсоном, который заново открывает Баха, в то время почти совершенно забытого композитора. С этого началась ностальгия по старой музыке. То, что делает Арво Пярт — это последний из возможных композиторских жестов. И в его творчестве уже заметны признаки зимы — окостенения, омертвения.

Хореографическое осмысление спектакля создано тремя талантливыми хореографами. Кирилл Симонов раскрывает «Весну» и «Зиму», а тандем Анастасии Кадрулевой и Артема Игнатьева описывает «Лето» и «Осень». В хореографии тонкими намеками прослеживаются сюжеты, заложенные композитором в сочиненных для цикла пьесах, например, летний «Послеобеденный сон Баха» и «Осенний бал эльфов» для части «Осень».

Язык хореографии в спектакле перекликается с музыкальной канвой произведения, которое представляет собой игру в различные композиторские стили и техники. Опираясь на классическую базу, танцовщикам предлагают новую форму и темп танцевального выражения. Изогнутые спины, высокие прыжки и резкие падения на пол, хитрые сплетения тел артистов и танец на табуретах.

Костюмы сменяются в унисон эпохам музыкального повествования.  Есть и светлые полупрозрачные туники из туаля, дополненные ярко-красными венками на головах танцовщиц, и черные юбки-солнце у мальчиков и девочек, контрастирующие с белым верхом, и обтягивающие темные трико. Танцовщики скользят на пуантах по сцене, словно на катке, имитируя «лунную походку».

Графичность, четкие линии, простые цвета повторяющихся вертикальных модулей являются основой лаконичного дизайна декораций, дополняющих минималистическую музыку постановки.

Ансамбль Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко является неотъемлемым участником спектакля: исполняя музыку на сцене, музыканты как одно целое взаимодействуют с танцовщиками, когда действие одних вторит действию других и наоборот.

ВРЕМЕНА ГОДА // FOUR SEASONS from BaletMoskva on Vimeo.

ХОРЕОГРАФИЯ

Кирилл Симонов

Кирилл Симонов

Кирилла Симонова называют одним из самых ярких молодых хореографов современности. Свой первый хореографический номер выпускник Академии русского балета им. Вагановой поставил практически «на спор». И получил первое место на конкурсе хореографов. Хранящий верность родной Мариинке – «лучшей в мире школе классической хореографии», современной хореографией он занимался в Австралии. Будучи художественным руководителем балета Национального театра Карелии, он несколько лет был главным балетным  ньюсмейкером республики: каждая премьера – сенсация, событие общероссийского масштаба. В 2007 году спектакль «Золушка» в постановке Кирилла Симонова был награжден премией «Золотая Маска» за «Лучший спектакль в балете».

Анастасия Кадрулёва

Анастасия Кадрулева закончила Бурятское Хореографическое училище, танцевала в Государственном академическом театре под руководством Б. Я. Эйфмана, работала с театром «Игуан». Училась у ведущих преподавателей современного танца. В 2008 году закончила Академию Русского Балета им. А. Я. Вагановой по специальности хореограф-балетмейстер, класс профессора Г. Алексидзе. Лауреат международных и российских конкурсов артистов балета и хореографов. Является автором не только балетов и перформансов, но и хореографом в драматических и оперных спектаклях. Также преподаватель Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой по предметам – «Лаборатория импровизации», «Искусство хореографа». Анастасия является хореографом таких спектаклей театра «Балет Москва», как «Эквус»«Времена года»,  «Болеро» и «Половецкие пляски».

Артём Игнатьев

Артем Игнатьев закончил Академию Русского Балета им. А.Я. Вагановой по специальности артист балета. После работы в Государственном академическом театре балета под руководством Б.Я. Эйфмана решил углубиться в изучение современных стилей хореографии и танца. Много сотрудничал с молодыми хореографами Санкт-Петербурга, а также с театром танца «Игуан» и школой танца «Каннон Данс». Участвовал в проектах и стажировался в Австрии, Нидерландах, Германии, Бельгии, Москве, Франции, Швеции, США, в частности в таких компаниях, как Comish Opera Berlin, Kony Jansen Company, Palindrome Company. Сейчас Артем является куратором современной труппы театра «Балет Москва», хореографом многочисленных спектаклей театра: «Эквус»«Времена года»«Смерть Тарелкина»«Болеро» и «Половецкие пляски».

МУЗЫКА

Владимир Мартынов

Владимир Мартынов

Владимир Мартынов – композитор, мыслитель, писатель, историк, знаток древней и современной музыки. Его нередко причисляют к школе минималистов, хотя на самом деле его музыкальный кругозор оказывается намного шире.

В 1970 закончил Московскую консерваторию (класс композиции Н. Сидельникова). В 1973 начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. В 1975-1976 участвовал в концертах Ансамбля старинной музыки (блок-флейта), исполнявшего европейскую музыку XIII–XIV веков. В 1976-1977 годах Мартынов выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку (КейджШтокхаузенЛигетиРайлиФельдманСильвестровПярт), а также музыку западноевропейского Средневековья. Увлекался электроникой, рок-музыкой и арт-роком: в 1977 году создал рок-группу Форпост. В 1976-1978 в творчестве композитора произошел перелом, от авангарда он стал двигаться к новой простоте. Как эстетик и философ развивал идею «конца времени композиторов», а вместе с ним – исчерпание эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд» и т. п.

Владимир Мартынов – автор музыки более чем к 50 телевизионным и кинофильмам, среди которых «Михайло Ломоносов», «Особо опасные», «Холодное лето 53-го», «Поворот», «Остров» и др., а также к ряду мультфильмов («Шкатулка с секретом»). Принял участие в записи коллективной пластинки «Метаморфозы» (1980), состоящей из классических и современных произведений в аранжировках для синтезатора «Синти-100». Мартынов известен своими совместными театральными работами с Юрием Любимовым и Анатолием Васильевым.

Владимир Мартынов – один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna. Участвовал во Всемирной Театральной Олимпиаде (Москва), Фестивале Триалог (Таллин). С 2003 активно занялся мультимедийными проектами и инсталляциями. Осуществил ряд проектов с Д. ПриговымЛ. Рубинштейном, а также рок-группой АукцЫонЛ. Фёдоровым.

Ансамбль OPUS POSTH п/р Татьяны Гринденко

«Времена года» – проект, в котором музыка будет звучать в живом исполнении. За это отвечает потрясающая Татьяна Гринденко и ансамбль Opus Posth. Творчество ансамбля основано на концепции композитора Владимира Мартынова, которая одновременно объясняет название ансамбля и современную культурную ситуацию. Музыканты Opus Posth пытаются создать новую музыкальную ситуацию и новое пространство музицирования. Стилистика Ансамбля объединяет различные традиции исполнения:  аутентичную, авангардную, архаический фольклор, которые ограничиваются архетипом европейского струнного звучания 18-19 столетий.

Opus Posth меняет традиционные взаимоотношения между артистом и публикой, для чего музыканты привносят ритуальность сакральной музыки в неритуальное пространство светского концерта. В результате рождается новое взаимодействие между сценой и слушателями. Зрители больше не остаются лишь потребителями и наблюдателями, они трансформируются в участников ритуальной акции. В немалой степени внешность музыкантов способствует этому процессу: они играют в специальных костюмах и масках. Это переносит музыкальный процесс на некоторый надличностный уровень. Музыканты Opus Posth часто выходят за рамки чистой музыки, привносят элементы театра, живописи, поэзии в свои представления.

В рамках фестиваля Владимира Мартынова «OPUS PRENATUM. Каталог».

ПРЕССА О ХОРЕОГРАФАХ

…хореограф Симонов поставил четыре дуэта с трагическими, даже фатальными развязками и весьма отважным по нынешним временам гендерным разнообразием. И если поддержки в разнополых адажио были несколько схожи (преобладали выбросы с разножками в шпагат с последующим скручиванием партнерши либо за спиной, либо у пола), то чисто женский дуэт Софьи Гайдуковой и Ирины Лобковой, окончившийся убиением одной из них, отличался не только психологическим напряжением, но и вполне убедительным танцевальным взаимодействием.

Татьяна Кузнецова, «Коммерсант»

Кирилл Симонов, Артем Игнатьев и Анастасия Кадрулева – люди разной степени известности, но ни разу не новички. Работали они с классической частью труппы «Балета Москва» и, по слухам, преуспели. Воспитанные классической школой балерины благонравно танцуют на пуантах, но этим сходство с «правильным» балетом исчерпывается. Потому что по воле хореографов они скользят по сцене, деформируют походку, собираются в причудливые группы – словом, делают с классическим балетом примерно то же, что сделал Владимир Мартынов с процитированной им классической музыкой.

Лейла Гучмазова, «Ваш Досуг»

Цена билета: 600 — 1800 рублей

Возраст 12+



Хореография: Кирилл Симонов, Анастасия Кадрулева, Артём Игнатьев
Музыка: Владимир Мартынов
Ансамбль Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко
Сценография, художник по костюмам: Дженни Нордбрег (Швеция-Дания)
Художник по свету: Тадас Валейка (Литва)
Исполнение: классическая труппа



фотографии


порекомендуйте друзьям



lowbanner